САМОУЧИТЕЛИ НАИВНОГО ТЕАТРАЛА |
Сохранить Сделать стартовой! Добавить в "Избранное" |
Вы на странице сайта, посвященного театрам и спектаклям города Москвы Здесь Вы можете ознакомиться с мыслями по поводу наивной любви к опере |
"Не бейте меня ногами" или "Как полюбить оперу и не умереть" Получить удовольствие от оперы - возможно ли это для нормального человека? Усложню вопрос - возможно ли это для наивного театрала, утомлённого доносящейся отовсюду попсой? Хотите вопрос ещё жёстче? Пожалуйста. Нужно ли это обычному человеку? Полюбить театр просто - в сущности можно по началу смотреть на театральное действо как на кино по телевизору или в кинотеатре. И это нормально. Понимание отличий придёт само. Если доверитесь своему сердцу. А вот с оперой сложнее. В ней есть ореол избранности, который связан с классической музыкой, вызывающей сонливость и головную боль у большинства. То, что под классическую музыку ещё и поют, только добавляет отрицательных эмоций (кому страха, а кому тошноты). В опере есть исполнение на непонятном языке (или на иностранном или на непонятном родном, так называемом "оперном", где слова сливаются в кашу). Ко всему прочему в ней есть банальность сюжета, напоминающего первые фильмы типа "Волга - Волга". В общем - трудно при всём этом заставить себя отдать денежку за билет
и сидеть в зале в окружении пронафталиненных и провалидоленных старушек
в районе 3-х часов. Всё таки хотите больше? Пожалуйста. В обычном, драматическом спектакле, нет технической возможности вложить столько эмоций в голос, как в опере. Нет гения, способного так выразить эмоции и происходящее в действии музыкой как в опере. А ещё нет такого размаха и роскоши декораций как в опере, нет такой массовки и такого значения массовки как в опере. Вот так. Так что опера - не так то и плохо. В умелых руках и при открытых для восприятия ЛЮБЫХ ушах. Не верьте тем, кто рассказывает, что опера - это сложно и не предназначено для наивных и неопытных неспециалистов, не пропотевших своими ушами в соответствующих музыкальных учреждениях. Специалисты так утверждают только затем, чтобы для простого человека опера стала таким же тяжким и мучительным времяпрепровождением, как для них, ходящих на неё на работу. Знание сложностей и изысков, действительно имеющихся в опере, не добавляет удовольствия к её восприятию. Только понимания добавляет. Как врачу-сексопатологу знание премудростей сексопатологии не добавляет собственного удовольствия в постели. И не верьте тем, кто презрительно морщит нос, утверждая обратное. Есть маленькое количество информации, знание которой добавит удовольствия от оперы. Это всё я расскажу отдельно. А пока повторю главное - в опере удовольствие получают от эмоций, которые до Вас доносят голосом, музыкой и (при хорошей режиссуре) действием. Не верьте тем, кто заставляет искать в опере удовольствие от чего-то, кроме мелодии. Мелодия в опере главное. Если её нет - это верный признак, что перед Вами изделие, сочинённое теоретиком для того, чтобы его похвалили другие теоретики. А к зрителю это отношения не имеет, на передачу и восприятие эмоций не рассчитано. К сожалению, не так велико количество опер, которые содержат красивые мелодии в достаточном для получения "непрерывного" удовольствия количестве. Это, прежде всего, оперы Джузеппе Верди - Риголетто, Травиата, Аида. В меньшей степени его же Макбет, Набукко и Трубадур. Продолжим список опер, вызывающих эмоции своими мелодиями. Это Жорж Бизе - Кармен, Джакомо Пуччини - Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй, Турандот, Чайковский - Евгений Онегин, Пиковая Дама, Иоланта. Давайте назовём ещё несколько опер, которые может быть не так часто мелодичны, но, могут вызвать в Вас сильные эмоции. Это Гаэтано Доницетти - Любовный Напиток, Лео Делиб - Лакме, Вольфганг Моцарт - Женитьба Фигаро, Волшебная Флейта и Дон Жуан, Винченцо Беллини - Норма, Шарль Гуно - Фауст, Ромео и ДжульеттаДжоачино Россини - Севильский Цирюльник и Николай Римский-Корсаков - Сказание о граде Китеже. Есть ещё один великий композитор - Вагнер, но его прослушивание навряд ли поможет для формирования наивной любви к опере. Очень уж специфично его творчество. И ещё о мелодии. Не стремитесь получить довольствие от узнавания мелодии (о, я это уже слышал) и от понимания того, о чём поётся (вау, тут он точно ей ввернул). Удовольствие Вы получите от эмоций, которые выражаются голосом и музыкой. Чтобы завершить разговор о музыке и тех эмоциях, которые она несёт в опере, скажем ещё одно. Не стремитесь полюбить оперу "по телевизору"! Не получиться. Вам знакомо явление, когда спектакль вживую производит одно впечатление, а "по телевизору" кажется своей бледной тенью? Оперы это касается гораздо сильнее. Живая опера и опера в записи - "две большие разницы". Вообще, отвлекаясь, сообщу Вам, что если у Вас есть шанс увидеть спектакль или, тем более оперу, вживую - сделайте всё, чтобы это предшествовало телепросмотру, убивающему впечатление от театра. А теперь представьте - в руки хорошего режиссёра попали инструменты оперы.
Сможет ли он сделать "хорошо" для зрителя? Ещё как сможет, господа!
И Вы, убоявшиеся оперы, посмотрев на ЭТО, услышите оперу и влюбитесь в
неё. Как я, наивный театрал, Ваш покорный слуга. |
|
Все права защищены © Отправляйте свои рецензии и отклики по адресу preferolog@yandex.ru |
|