РЕЦЕНЗИИ НАИВНОГО ТЕАТРАЛА |
Сохранить Сделать стартовой! Добавить в "Избранное" |
Вы на странице рецензий наивного театрала. Это рецензия на спектакль "Белое на черном" МХТ им. А.П. Чехова |
Слёзы капали... Спектакль идёт на Новой сцене МХТ, что предполагает полный контакт зрителей и артистов. Артисты известны своей отдачей, умением вывернуть себя наизнанку и сыграть так, чтобы их эмоции проникли в душу зрителю. Так было на замечательном "Пролётном гусе", почти весь коллектив которого совместно с режиссёром Мариной Брусникиной и исполнили "Белое на чёрном". В основе - книга Рубена Гальего, внука секретаря испанской компартии, страдающего параличом и проведшего все детство в советских интернатах для детей-инвалидов. Книга получила Букеровскую премию. В общем, зал должен рыдать. Наивный театрал тоже приготовился к тому, что в глазах будут стоять слёзы. Но не получилось. И артисты старались, и сцены были ужасными, и героя главного было жалко, и других ребят и собаку... Но что-то было не так. Показалось наивному театралу, что нет в представленной вещи художественной ценности, художественного решения. Всё как-то просто и от этого не очень и убедительно. Похоже не на театр, а на чтение по очереди. То с перебором эмоций, то с недобором... Вот такие ужасные слова наивный театрал говорит. Со страхом и зажмурившись. А ведь наивный театрал не персонаж боевиков, типа Дольфа Лунгрена. Я, между прочим, сентиментален, и легко роняю слёзы. И детей люблю. А в фойе стоит стеклянный ящик. Над ним картины художника, страдающего тяжким недугом и нуждающегося в нашей помощи. И заплаканные зрители кидают туда деньги. Может быть то, что все, в том числе и наивный театрал, с нелепым чувством собственной неловкости положили в ящик деньги, и есть эффект спектакля? Думаю что нет... Идёт спектакль не часто, раз в 2-3 месяца. Билеты на Новую сцену МХТ достать в принципе не очень просто, т.к. на ней очень мало мест. Тем не менее особых проблем с билетами на этот спектакль нет. Да и цена билетов на Новую сцену традиционно смешна - все билеты по 200 рублей. Так что увиденное вложенные деньги оправдает в любом случае. Если пойдёте, не опаздывайте. Особенность сцены не позволит Вам пройти в зал после начала спектакля, а антракта нет. Советовать "БЧ" можно всем. Ругать спектакль никто не осмелится. Хотя это, на мой взгляд, не показывает отношения к детям и больным, беспомощным и нуждающимся. Цитаты профессионалов ГРИГОРИЙ ЗАСЛАВСКИЙ
«Белое на черном» – не только для себя, и, конечно, никак не скажешь, что это представление лишено претензий и амбиций. И это сильно смазывает впечатление. Жизнь Гальего действительно страшна, но почему об ужасах ребенка-инвалида надо рассказывать так прямолинейно? Если это театр – нужно было придумывать оригинальный режиссерский подход. Если акция – следовало бы, вероятно, оставить в зале свет и отважиться на прямой разговор с публикой. Актеры «отказываются» общаться друг с другом, посылая свои монологи к «четвертой стене», но и отношения с публикой затруднены, поскольку на прямой контакт со зрителями актеры и режиссер не решаются. Надрыв от этого становится еще надрывней, а иллюстративность, прямолинейность рассказа еще сильнее бросаются в глаза: к примеру, если в тексте говорится об испанском танце, его и танцуют без обиняков. А без обиняков театр выглядит уж очень бедно! Все вышесказанное тем не менее не мешает проявлению сочувствия и слезам, которых сдержать нельзя: когда говорят о детском горе или всего лишь о брошенной дворняжке, которую хозяин хочет употребить на шапку, слезы текут, не спрашиваясь. Не может не пробирать рассказ о безруком и безногом ребенке, для которого простое «пописать» превращается в муку мученическую, в страшное путешествие-приключение… В ужас повседневности. Но в какой мере это сочувствие может быть названо победой театра? С каких пор правильный выбор текста становится первым и практически последним этапом работы над спектаклем? МАРИНА ЗАЙОНЦ Рубен Гальего написал свою книгу сухо, почти бесстрастно. Мхатовские актеры жмут слезу на всю катушку. Они читают текст с таким демонстративным "разрывом аорты", с таким общественным пафосом, что ты не знаешь, куда себя деть от неловкости, очень уж все тут чересчур. В то время как автору, столь искренне их возбудившему, ни надрыв, ни пафос вовсе не свойственны. Он писал эту горькую книгу о своей (и не только) жизни отнюдь не для того, чтобы взять нас за грудки и трясти что есть мочи в праведном гневе на несправедливость и бездушие советской действительности. Но чтобы подобные ему (и не только) знали, как можно выжить в условиях, для жизни непригодных. А театр слезу из нас выбил и успокоился. |
|||
Все права защищены © Отправляйте свои рецензии и отклики по адресу preferolog@yandex.ru |
|